четверг, 5 мая 2011 г.

Мой сын - мой учитель


Не заботьтесь о том, что дети НИКОГДА вас не слушают; беспокойтесь о том, что они ВСЕГДА за вами наблюдают.
Роберт Фулгам    
    Сегодня мой сын преподнес мне урок. УРОК, из которого, похоже, я буду черпать выводы еще долго и часто...
    Я вообще многое узнала, благодаря моему Денни. 
    СКРЕПЕР, ГРЕЙДЕР, ГОНОЧНЫЙ БОЛИД - это названия машин с картонных страниц его книжечки “Техника” из серии “Твоя ПЕРВАЯ книжка”. 
    О том что, что самый большой в мире КАМЕНЬ-ВАЛУН УЛУРУ (длина - 3,6 км, ширина — около 3 км, высота — 348 м) находится в центре Австралии прямо посреди пустыни, я узнала из развивающей диснеевской программы “Маленькие Эйнштейны”. 
    О том, что, ЛОСЬ - это разновидность оленей, а ЖИРАФЫ спят по 1-20 минут в сутки - подглядела в книжке о животных с наклейками... 
    ТУПАЙЯ, ЛОРИ, ТАПИР, КАКИБАРА, ГЕНЕТА и ПАНГОЛИН - отнюдь не несвязная абракадабра на иноплеменном наречии, а русскоязычные названия животных, которых я впервые увидела в энциклопедии животного мира для детей “от 3 лет и старше”...
    Не уверена, что мой сын во всем этом УЖЕ разбирается, но как минимум Я смогу сделать умный вид, когда он ОБ ЭТОМ меня спросит.  И Я ему за это безмерно благодарна.
    Сегодняшний же урок был преподан по несколько иному предмету.
    Скоро у нашего папы День Рождения. И мы (ладно, я...) решили сделать для него что-то особенное вместе... “Что может быть лучше, чем самодельная открытка, “нарисованная” песком”, подумала я, разворачивая, очень кстати подаренный Денни набор с открыткой, на которой должна была “родиться” песчаная корова с золотыми буками “ПОЗДРАВЛЯЮ!”. Мой маленький художник тоже заинтересовался сей коробочкой с разноцветными пересыпающимися трубочками. И сразу же попытался ими поиграть на воображаемом барабане, переломить пополам или хотя бы открыть и рассыпать. “Нет, нет нет, малыш” - оборвала я его старания, “Мы сейчас будем делать сюрприз для папы ко Дню рождения”... Он сразу все понял, застелил стол бумагой, разложил трубочки с песком по номерам, прочитал инструкцию... Да! Щас! ВСЕ ЭТО сделала Я. Денни удивленно наблюдал за моими маневрами и ждал.
    Я достала саму открытку, с которой нужно было снимать по очереди наклейки с номерками и засыпать соответствующим песком. Детали оказались настолько маленькими, что никакой отманикюренный ноготь не смог бы подковырнуть циферки, не задев остальную “картину”. Пришлось взять пинцет... Денни сразу же заинтересовался этим новым инструментом. “Нет, нет, нет, зайчик - это остро и опасно”, забрала я у ребенка “игрушку”. “Давай, тебе немного помогу...”, предложила я, и усадила Денни в первый ряд - к себе на коленки. Сняла наклейки с цифрой 1 и дала в руки трубочку с белым песочком. “Вот, - говорю, - высыпай потихонечку”. “Что такое “потихонечку”?”, наверное, хотел спросить Денни, но в этот момент уже размашистым движением осыпал и открытку, и стол, и диван, и пол. “Нет, малыш, НЕ ТАК. Смотри, почуть-чуть. Вот ТАК”, опять выудила я у ребенка из кулачка заветную палочку. Взяли вторую трубочку - уже с голубым песком. И снова - широкий размах. “Денни, ну что же ты делаешь? Надо ж небо вокруг коровы посыпать, а не всю гостиную!” Опять Денни не понял, что же сделал не так. Взяли следующую трубочку с розовым песком для цветочков. “Ты по чуть чуть сыпь... Вооот сюда”, - направляла я ручку своего сына на ускользающие от него маргаритки...
    Денни выпустил из пальчиков “художественный инструмент” и ушел. Спустился на пол и... 
    ...уже через три минуты разбрасывал игральные карточки из диснеевской настольной игры “Scene It?” 
    Корову расписывала песком я сама, а потом еще и собирала по всей комнате карточки, правда, уже вместе с Денни и нашей самодельной пальчиковой собакой Ушастиком...
    Мне стало стыдно. Ведь Денни, и правда, хотел попробовать себя в качестве песчаного художника. Вначале. И картинка ему понравилась. И цифры на липучках. И разноцветный загадочный песочек в прозрачных трубочках. И его тихий шорох. И даже его неожиданное свойство прилипать.... А потом над этим всем появилась Я со знанием КАК НАДО... И Денино вдохновение делать так КАК ХОТЕЛ рассыпалось так же, как этот самый песок по нашей гостиной. 
    Итог: я объявляю войну своему перфекционизму. Буду искать баланс между тем как научить, но не отбить охоту. Как вдохновить, но не навязывать. Как подтолкнуть к новому, не провоцируя падение. Как убедить, не навязывая свое мнение. Как наставить, но дать свободу самовыражения... 
   Задачи глобальные, долгосрочные... Будем учиться их выполнять вместе.
   P.S. День рождения мужа - через неделю. Благо, в мой блог он заглядывает нечасто. Не выдавайте, а?! Корова, все таки уже нарисована и взята в рамочку...;)

6 комментариев:

  1. Да уж, мудрой мамой быть непросто. Но урок хорош, а совершенствованию нет пределов:) Корова, кстати, очень красивая получилась, пусть и мамина, а не сыновья. Спасибо, Ляна, за интересный рассказ, читать было одно удовольствие!

    ОтветитьУдалить
  2. О! Как я вас понимаю! Точно так же делаю открытия с сыном!
    Когда начала читать думаю:"Ух ты!Вот ещё одна мама, которая может все делать с ребенком! Какая молодец! Одна я чего-то жду и рисую только во время его сна..."
    А потом поняла, что у нас с Вами одинаковая проблема :)
    Делаю я в тихую, именно из-за того, чтобы не отбирать, не запрещать ребенку творить... Ведь так трудно сдержаться, чтобы не поправить, не одернуть его, когда маленький художник превращает пастельный мелок в "волшебный песок" на ковре...
    Даешь бой, шаблонам и стереотипам! :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Maria, рада, что Вам понравилось! Корова - мамина, а ВДОХНОВЕНИЕ - сыновье. Значит, все равно открытка общая! :)

    ОтветитьУдалить
  4. сhaotic_anna: Да, "пастельный мелок в "волшебный песок" на ковре"..., пластилиновый слон - в лепешку там же, абстрактные картины восковыми мелками на полу... выход один: убрать ковер и запастись тряпочками. (Что мы и сделали...) Но открытия новых возможностей, как и Вы, продолжаем делать.:)

    ОтветитьУдалить
  5. Читаю и узнаю себя :) Вечно мы взрослые со своим "я знаю как лучше" все портим :) Тоже пытаюсь исправляться. Одна умная тетя психолог в нашем детском центре постоянно повторяет мамашкам - нельзя говорить "ты ИСПАЧКАЛСЯ в краске" нужно например "ты весь в краске, давай мыть ручки" чтобы не формировать негатива к творческому процессу :) Вот как оказывается:) важны даже такие тонкости!

    ОтветитьУдалить
  6. Kate, спасибо за тонкости. Возьму на вооружение.:)

    ОтветитьУдалить

Буду очень рада Вашим комментариям!